Коррекция нарушений темпа и ритма речи у детей и взрослых

 К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия .  К нарушению  темпоритмической организации речи относится заикание.

Брадилалия —  патологически замедленный темп речи. Тахилалия —  патологически ускоренный темп речи. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь мало понятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

     заикание Возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи, который характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью развивающейся речевой функции. Заикание возникает в результате воздействия ряда факторов (раздражителей), непосредственно вызывающих специфическое нарушение нервной системы и психики человека при наличии особо благоприятствующих условий. Появлению заикания способствует:

  • Возраст ребенка;
  • Состояние нервной системы;
  • Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза (развития);
  • Особенности формирования функциональной асимметрии мозга;
  • Наличие психической травмы;
  • Наследственность.

     Повторения, неуверенная  и неплавная речь в возрасте 2-7 лет  являются вариантами нормы. Но если эти повторения встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, это указывает на начинающееся заикание, начальную фазу которого характеризуют следующие признаки:

  • Часто встречающиеся повторы слов;
  • Пролонгированные звуки;
  • Избегание ситуации общения, фразы типа «Я не могу этого сказать»;
  • Расстроенный вид;
  • Напряженные мышцы лица и шеи;
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

      До начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования. Коррекционное воздействие при заикании должно быть комплексным. Оно предполагает комплексное лечебно-педагогическое воздействие, в которое входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия.

             Медикаментозное лечение необходимо для нормализации деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранения судорог, снятия психогенных наслоений, оздоровление организма.

     Существует множество комплексных реабилитационных систем и методов логопедической реабилитации при заикании. При применении любых методик основной целью логопедического воздействия является выработка устойчивой плавной речи, тремя основными задачами при этом являются:

  1. Формирование навыка плавной речи;
  2. Воспитание личности заикающегося;
  3. Профилактика рецидивов и хронификации заикания.

     Логопедические занятия должны быть регулярными в течение значительного времени. В них обязательно включаются методики, направленные на ритмизацию движений, занятия под музыку с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, чтением стихотворных и прозаических текстов. Логоритмика оказывает активное влияние не только на состояние речи заикающегося, но и на личность в целом, поскольку в процессе занятия коррегируются различные моменты речевой и неречевой коммуникации, расширяющие речевые возможности заикающихся.