Занятия с неговорящими детьми

занятия  с неговорящими по Новиковой

Речь – один из наиболее мощных факторов развития ребенка. Речь служит основным средством общения людей. Большую роль в развитии речи играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, воспитателей и друзей.

Для нормального развития речевой деятельности необходимы определенные условия:

  • достаточная степень зрелости различных структур головного мозга;
  • правильное анатомическое строение и скоординированность работы голосовых складок, дыхательной системы и органов артикуляции;
  • отсутствие нарушений слуха и зрения, сформированность двигательной и эмоциональной сферы;
  • потребность в общении.

В процессе речи мы произносим слова и предложения, обращенные  к другим людям и, кроме того, воспринимаем чужую речь, слушаем тех, кто с нами говорит. Следовательно, овладение  речевой деятельностью предполагает:

  • способность говорить;
  • способность понимать.

Есть повод для беспокойства, если:

  • К концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
  • К концу четвертого месяца не улыбается, если с ним заговаривают.
  • К концу шестого месяца не произносит отдельные звуки и слоги.
  • К концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками.
  • К концу девятого месяца не пытается повторять за взрослыми различные звукосочетания.
  • К концу двенадцатого месяца не может произнести ни слова, не способен выполнить простейшие просьбы, не прислушивается к музыке.
  • к одиннадцати месяцам отсутствуют простые подражательные игровые действия («пожалей мишку», «покорми куклу»).
  • к двенадцати месяцам не пытается заменить жест «дай», «до свидания», «вот» словом.
  • к двенадцати месяцам ребенок не выполняет простые словесные команды.

Период активного развития речи начинается на втором году жизни. Бурное развитие понимание речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи у самого ребенка. Очень часто  с того момента, как ребенок начнет показывать на тот или иной предмет, перед тем как он назовет этот предмет пройдет время, равное восьми-девяти месяцем. Через некоторое время малыш делает попытку связать два слова во фразу («мама, дай»).

У полуторогодовалого ребенка в памяти уже имеется около 30-35 слов. К двум годам словарный запас увеличивается до 250-300 слов, появляются сложные фразы.

Есть повод для беспокойства, если:

  • К концу пятнадцатого месяца не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
  • К концу двадцатого месяца не может произнести шесть осмысленных слов.
  • К концу двадцать четвертого месяца не может показать части тела, которые ему называет взрослый.

Прежде чем перейти к настоящему языковому периоду, ребенок начинает говорить на своем, понятном только ему и близким людям, своеобразном языке. Такой язык малыша называют «автономной детской речью». Эта речь построена как бы по собственным законам, отличным от законов построения настоящей речи (другая звуковая система, другая смысловая сторона, другие формы общения и другие формы связывания).

Автономная детская речь – необходимый период в развитии всякого нормального ребенка. При многих формах недоразвития речи, при задержках речевого развития автономная детская речь выступает единственным средством общения и очень часто  определяет особенности аномальных форма речевого развития.

Автономная детская речь – это важный этап  развития мышления маленькой личности. До тех пор пока речь ребенка не достигнет определенного уровня развития, его мышление также не может перейти известный предел.

Период автономной детской речи начинается обычно в середине первого года жизни, а заканчивается на 2-3 году.

Есть повод для беспокойства, если:

  • Наблюдается стойкое и длительное по времени отсутствие подражания новым для ребенка словам.
  • Не строит из накопленных слов предложений.
  • В речи не появляются глаголы, хотя существительные есть ( называет правильно предметы).
  • Строит предложения, но их грамматическое оформление грубо нарушено («Сережа хочет нет» — я не хочу).
  • Не использует местоимение «Я», говорит о себе в третьем лице, например, называет себя всегда по имени, вместо «я».

Оценить речевое развитие Вашего ребенка вам поможет представленная ниже Диагностическая шкала.

 

Диагностическая шкала оценки этапов довербального (доречевого)
и начального вербального (речевого) развития ребенка

 

Возраст(месяцы) Основные показатели довербального и вербального развития
1 Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
2 Улыбка при общении
3 Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4 Дифференцированность комплекса оживления смех
5 Дифференциация направления звука, певучее гуление
6 Лепет
7 Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция
8 Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: БА-БА-БА
9 Общение с помощью жестов, игра в ладушки
10 Ситаутивное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией
11 Использование 3 лепетных слов с соотнесением
12 Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением, понимание простой инструкции, дополняемой жестом
15 Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
18 Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
21 Показывает  три части тела, использует фразу из двух слов, словарный запас – 20 слов
24 Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения  Я, ТЫ, МНЕ; предложения строит из двух слов
30 Адекватно использует местоимения  Я, ТЫ, МНЕ; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»
36 Словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку»,  «положи кубик в коробку»

 

 Формирование языковой системы
у неговорящих детей
 
В соответствии с речевыми нарушениями дети распределяются по следующим направлениям работы:
Направление 1 —   работа с неговорящими детьми на ранних этапах коррекции, формирование  ритмико-мелодико-интонационной стороны речи, слоговой структуры слова и  структурирование  фразы.
IMG_20170215_184811IMG_20170215_191209 IMG_20170213_190753IMG_20170213_191423IMG_20170215_191249IMG_20170215_190907IMG_20170215_191522 IMG_20170213_171238IMG_20170213_172124IMG_20170213_171639
Направление 2 — формирование связной речи (диалог, монолог), формирование навыка грамматического оформления фразы, формирование произношения  у детей с артикуляционной апраксией.
На ранних этапах работы занятия проводятся индивидуально, далее в группах (2-4 человека).
Наряду с логопедом занятия проводит детский психолог (развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление), коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие мелкой моторики).
 

Программа занятий включает в себя следующие направления:

1. Работа с  неговорящими детьми на ранних этапах коррекции (подготовительный этап).
2. Формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.
3. Формирование слоговой структуры слова.
4. Формирование фразы.
5. Формирование связной  речи.
6. Формирование навыка грамматического  оформления фразы.
7. Преодоление артикуляционной апраксии.
    
Индивидуальные занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Групповые занятия — 3 раза в неделю.
 Более подробную информацию о  методике Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой вы можете получить на сайте логосистем.ру   http://logosystem.ru/novikova-tn-vebinary/.