Коррекция нарушений чтения и письма у школьников

картинка дисграфии          Обучение  письменной речи   — один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Количество детей с нарушением письма увеличивается год от года. К сожалению, это является серьезным препятствием в овладении учеником грамотой.

       Как понять, что у ребенка наблюдаются нарушения письма и он действительно нуждается в дополнительной помощи? Внимательно изучите ошибки, которые ваш ребенок допускает в тетради:

— многочисленные пропуски букв, чаще гласных;

— повторение одной и той же буквы (пироп вместо пирог);

— замена букв (луди вместо люди, быра вместо дыра);

— недописывание слов и букв, перестановка слогов (рабабан  вместо барабан);

— ошибки в ударных слогах (содик  вместо садик);

— зеркальное написание букв;

— отсутствие точки в конце предложения или потеря заглавной буквы в его начале;

— затруднения в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнения звукового разбора слова;

— «корявый почерк»: сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте буквы, различный наклон букв, колебание почерка.

      Такие специфические трудности письма свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой  дисграфии.   Дисграфия – частичное, специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций (внимание, память, мышление, анализ, синтез и т.д.), и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Данное нарушение  не связанно с незнанием грамматических правил или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

   Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумение слушать учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношение к работе  и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

   Так, пропуски гласных и согласных букв, слогов, их перестановки обусловлены несформированностью фонематического слуха, а также связанного с ними анализа и синтеза слова. Ученики не различают фонем родного языка, смешивают гласные первого и второго ряда, звонкие и глухие согласные, твердое и мягкое звучание согласных. Не улавливают  разницы в звучании согласных, делают ошибки в смешении элементов букв.

      При нарушенном произношении пишут так же, как и говорят. Дефекты произношения мешают ребенку различать порядок звуков в слове, а это в свою очередь затрудняет обучение ребенка грамоте.

     Ученики не дописывают, переставляют, пропускают слова в предложении, не умеют правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении, не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, неправильно обозначают границы предложения. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль, непонимание связей в тексте, неумение последовательно передавать содержание услышанного, увиденного или пережитого приводит к тому, что ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения.

      Наряду с трудностями в овладении навыком письма у младших школьников наблюдаются трудности в овладении чтением. Как понять, что у ребенка наблюдаются нарушения  чтения и он действительно нуждается в дополнительной помощи? Внимательно изучите ошибки, которые ваш ребенок допускает при чтении:

— замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а так же замены графически сходных букв (Х – Ж, П – Н, З –В и др.);

— побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а , м, а);

—  искажение звукослоговой структуры слова, проявляющееся в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и т.д.;

— нарушение понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны;

— аграмматизм при чтении (нарушения падежных окончания, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.).

     Такие специфические трудности чтения свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой  дислексии.   Дислексия – частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Однако предположить у ребенка наличия дислексии можно только в конце второго класса начальной школы, когда навык процесса чтения пройдет этап   синтетического (слитного) чтения, т.е. процесс чтения автоматизируется. Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи).

    Нарушения чтения  и письма могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Так, неудачи при овладении чтением и письмом могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

        Коррекция нарушений чтения и письма очень трудоемка, поэтому желательно еще в дошкольном возрасте предупредить у ребенка возможность их формирования. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Логопедом осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

    Таким образом, своевременное и правильное развитие речи, высших психических функций  ребенка является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.