↑ Вернуться > Психолог/Дефектолог

Занятия по формированию психологической готовности к школе

       Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. Многие ро­дители считают, что если ребёнок умеет читать, писать и считать, то к школе он готов и ему будет легко учиться. Но это далеко не так. Одним из ключевых моментов гармоничного развития ребёнка является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Задача родителей, а так же педагогов -поддержать ребёнка в овладении школьными навыками и помочь ему благополучно адаптироваться к школе. 

первоклассникиПсихологическая готовность к школе состоит из следующих компонентов:

Мотивационная  готовность, содержит принятие дошкольником новой социальной роли ученика, школьника, у ко­торого имеется круг  прав и обязанностей.

Личностная готовность выража­ется в осознанном отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учи­телю, к себе. 

Интеллектуальная готовность — это сформированность различных познавательных процессов, а не только собствен­ного интеллекта. Наибольшее значение имеет умения выделить фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление (постижение основ­ных связей между явлениями); возможность логического запоминания; уме­ние воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки.Интеллектуальный компонент предполагает так же наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний, соот­ветствующее речевое развитие.

Эмоционально – волевая готовность необходима для успешной адаптации к школьным условиям и подразумевает умение слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Ребёнок должен уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Коммуникативная готовность — необходимость достижения ребенком такого уровня развития общения, при котором ребёнок правильно относится к учителю как носителю норм поведения и т. п. Иначе говоря, дети  в лице взрослого видят не просто абстрактный источник помощи при затруднении, а эталон умелости. Одним из аспектов коммуникативной готовности является также готовность к установлению правильных отношений со сверстниками.  

Социальная зрелость — развитие уровня общения со сверстниками, проявляется в потребности ребенка в общении и умении подчинять свое поведение законам детских групп, гибко устанавливать отношения с другими детьми, умении действовать со­вместно с ними, уступать и защищаться,  а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. 

Развитие адекватной самооценки – одно из условий личностной готовности дошкольника к школе. На её основе складывается и уровень притязания — тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Важно не только учитывать самооценку и притязания, но и активизировать их, способствовать поднятию. Однако важно при этом избежать другой крайности — сформировать чрезмерно завышенную самооценку, что может привести к возникновению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства, и других нежелательных качеств.

Автономность — это результат отстаивания ребенком своей независимости. Она формируется с того момента, как ребенок начинает ходить, овладевает новыми двигательными возможностями, утверждая тем самым свое автономное Я.

В поведении автономность проявляется как независимость, самостоятельность и ответственность. К семи годам ранее беспомощный малыш становится вполне самостоятельной и независимой личностью, способной к саморегуляции и осознанному поведению.

Самостоятельность позволяет ребенку без посторонней помощи ставить личную задачу и достигать ее.

школьные принадлежности и ваза 

Цель наших занятий – формирование психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.

      Психолог нашего центра поможет  вашему ребенку подготовиться к школе и уверенно подойти к новому этапу своей жизни. Будущий первоклассник будет чувствовать себя более уверенно на своих первых школьных уроках и сможет быстро адаптироваться к новому ритму жизни.Работа психолога будет направлены на: 

1. Развитие познавательных способностей:

  • внимания;
  • памяти;
  • творческого мышления;
  • воображения;
  • зрительно-пространственных представлений.

2. Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • формирование внутренней позиции будущего школьника;
  • формирование навыков общения;
  • развитие уверенности в себе и самостоятельности;
  • развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
  • развитие рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

3. Обучение:

  • формирование навыка счета;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие  речи, фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте;
  • развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

 

Занятия проводятся в игровой форме, в процессе которых дети учатся новому и полезному для себя. В ходе занятий  проводятся подвижные игры, игры на развитие познавательных процессов, поведенческие тренинги.

Занятия с психологом проводятся  в группах численностью до 6-ти детей
2 раза в неделю.