Программа сенсомоторного развития речи «Лесенка»

Программа сенсомоторного развития речи «Лесенка»

   Сенсомоторика (от лат. sensus — чувство, ощущение + motor — двигатель) – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

    В последние десятилетия врачи, психологи, педагоги констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и т.д. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции (умение управлять своей психикой), дисграфии (нарушение письма). В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнетивной (познавательной) неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

  Для профилактики и коррекции данных нарушений специалистами речевого центра «Я говорю» (логопедами, психологами и дефектологами) была разработана программа сенсомоторного развития речи «Лесенка».

     Программа является базой для профилактики и коррекции недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста. В программу интегрированы логопедические и нейропсихологические методы коррекции.  Она позволяет в игровой форме развивать речевое дыхание, артикуляцию, моторику, межполушарное взаимодействие, произвольное внимание, память, воображение, речь, что способствует гармоничному развитию ребенка.

  Цель программы: развитие у детей сенсомоторного уровня речи и других высших психических функций (восприятие, внимание, память).

  Дальнейшее развитие сенсомоторного потенциала служит основой для перехода к целенаправленной и планомерной логопедической работе с более сложноорганизованными речеязыковыми структурами:

  •  лексикограмматическими;
  •  синтаксическими.

 

Программа «Лесенка» осуществляется в три этапа:

  • На первом этапе ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят изолированный и синхронный характер.
  • На втором этапе движения приобретают разноименный характер. Например, руки движутся в одну сторону, а язык в другую.
  • На третьем этапе сформированные движения сочетаются с глазодвигательными упражнениями. Работа ведется вначале над согласованными, а затем — разноименными координациями.

 

 Занятия данной программы состоят из нескольких этапов:

  1. Развитие внимание
  2. Дыхательные упражнения
  3. Общий двигательный репертуар
  4. Игры с мячом
  5. Растяжки
  6. Глазодвигательный репертуар
  7. Базовые сенсомоторные взаимодействия
  8. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность
  9. Мелкая моторика

 

   Программа предназначена для детей 4-7 лет (комплектация групп идет по возрастам), количество обучающихся  до 5  (в зависимости от особенностей поведения, состояния здоровья ребенка и т.д.).

        Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.

       Сроки и количество занятий могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

                     Картинки по запросу логоритмика с мячом фото