«

»

Артикуляционная гимнастика. Рекомендации к проведению дома.

Самое действенное средство при нарушениях звукопроизношения, в основе которых лежит несовершенство артикуляционной моторики – артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это комплексы специально подобранных упражнений, позволяющих улучшить качество движений артикуляционных органов (языка, щек, губ), а следовательно нормализовать произношение звуков.

мама и ребенок в зеркалеАртикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребенка.

Каждое артикуляционное упражнение для улучшения запоминания имеет свое название и символическое значение. Например: улыбка, дудочка, лопатка, барабан и т.д.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно  ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закрепились. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, поэтому ребенок и взрослый должны находиться перед зеркалом.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движений, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

При выполнении гимнастики важно не допускать излишних мышечных усилий, движений («выпученных» глаз, поднятых плеч, напряженного лба). Движения выполняем «мягким» язычком, «нежными» губами.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляции.  Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Таким образом, выполнение артикуляционной гимнастики способствует развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствует  коррекции их неверного звучания.