«

»

Психологическая готовность к школе — что это?

Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. Многие ро­дители считают, что если ребёнок умеет читать, писать и считать, то к школе он готов и ему будет легко учиться. Но это далеко не так. Одним из ключевых моментов гармоничного развития ребёнка является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Большинство детей развивается неравномерно. Одни способности могут опережать развитие других, и это опережение может быть невостребовано в начальной школе. Например, абстрактное мышление нужнее в старшей школе с её геометрией, зато недоразвитие зрительно-пространственных представления или воли и умения вести себя  в группе сверстников может серьёзно испортить жизнь ребёнку и родителям. Сочетание неодинаково разви­тых способностей встречается довольно часто, а недооценённый ребёнок в начальной школе может по­лучить комплекс неполноценности, а в старших классах эту негативную самооценку будет очень сложно исправить, а не все знают, что стойкий неуспех в учёбе снижает интерес к учению и тогда ребё­нок ищет себя уже вне школы. Потому ваша задача как родителей, а наша как педагогов -поддержать ребёнка в овладении школьными навыками и помочь ему благополучно адаптироваться к школе.

Чаще всего у первоклашек обнаруживаются следующие проблемы:

  1. недостаточное речевое развитие, в том числе и речевой памяти;
  2. неполные зрительно-пространственные представления;
  3. задержка развития мелкой моторики рук;
  4. недостаточно развито внимание;
  5. недостаточно развито произвольное поведение;
  6. нарушение формирования учебной мотивации;
  7. эмоциональные проблемы (страхи, агрессия);
  8. проблемы поведения (гиперактивность, демонстративность);
  9. высокая утомляемость.

 

Психологическая готовность к школе состоит из следующих компонентов:

  • мотивационно —  личностной;
  • интеллектуальной;
  • эмоционально – волевой;
  • коммуникативной;
  • социальной зрелости.

 

Мотивационная  готовность, содержит принятие дошкольником новой социальной роли ученика, школьника, у ко­торого имеется круг  прав и обязанностей.

Личностная готовность выража­ется в осознанном отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учи­телю, к себе. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отли­чаются друг от друга. Ребёнок  может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что дома говорили, что эта гимназия очень престижна, потому, что он к школе получит новый ранец, пенал и другие по­дарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё – новое. Готовый к обучению ребёнок в качестве мотивации к обучению имеет не внешнюю привлекательность школьных атрибутов, а желание узнать что-то новое, хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ра­нец или тетрадки, а так же закреплённые за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное ме­сто и привилегии в семье). Он ещё до конца не осознаёт, что для того, чтобы выполнить задание, ему придётся пожертвовать игрой или прогулкой, но он в принципе знает и принимает факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности составляют «внутреннюю позицию школь­ника» .

Под интеллектуальной готовностью понимается сформированность различных познавательных процессов, а не только собствен­ного интеллекта. Наибольшее значение имеет умения выделить фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление (постижение основ­ных связей между явлениями); возможность логического запоминания; уме­ние воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки.Интеллектуальный компонент предполагает так же наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний, соот­ветствующее речевое развитие.

Эмоционально – волевая готовность необходима для успешной адаптации к школьным условиям и подразумевает не столько непосредственное послушание ребёнка, сколько умение слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Ребёнок должен уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Умения контролировать своё поведения воспитываются, а отнюдь не формируются сами по себе. Поэтому важно правильно воспитать их у ребенка — дошкольника, чтобы с этой стороны подготовить его к школе. Здесь речь идёт не о привитии чисто механических навыков, не о дрессировке. Говоря об умении управлять своим поведением, имеется в виду очень сложный процесс. «Управляемое» поведение это сознательно контролируемое поведение, причем этот контроль не должен требовать специально направленного на него внимания. Ученик должен на уроке вести себя надлежащим образом — правильно сидеть за партой, не вертеться, не перебирать руками лежащие перед ним предметы, не болтать ногами — словом, ни на одну минуту не забываться, как бы ни было поглощено его внимание тем, что рассказывает в классе учитель.

Коммуникативная готовность — необходимость достижения ребенком такого уровня развития общения, при котором ребёнок правильно относится к учителю как носителю норм поведения и т. п. Иначе говоря, дети  в лице взрослого видят не просто абстрактный источник помощи при затруднении, а эталон умелости. Одним из аспектов коммуникативной готовности является также готовность к установлению правильных отношений со сверстниками.  

Социальная зрелость — развитие уровня общения со сверстниками, проявляется в потребности ребенка в общении и умении подчинять свое поведение законам детских групп, гибко устанавливать отношения с другими детьми, умении действовать со­вместно с ними, уступать и защищаться,  а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Связь между общением и успехом особенно очевидна в начальной школе. Именно в младших классах все дети хотят дружить с отличниками и отличницами. Это их считают «хорошими детьми». А те, кто получает «двойки» и «тройки», часто не пользуются авторитетом среди одноклассников. С другой стороны, ребенок, популярный среди сверстников, более уверенно дает устные ответы, спокойнее переживает собственные ошибки и внешнюю критику, быстрее осваивает новую, непонятную информацию. Так, успешный ученик пользуется все большей популярностью в классе, а отчаянный двоечник приобретает низкий социальный статус. Для среднего ученика подобная связь не столь очевидна, но все же и на него оказывает влияние: каждая хорошая или отличная оценка способствует популярности среди детей, а хорошие отношения с одноклассниками облегчают решение учебных задач.

Развитие адекватной самооценки – одно из условий личностной готовности дошкольника к школе. На её основе складывается и уровень притязания — тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Важно не только учитывать самооценку и притязания, но и активизировать их, способствовать поднятию. Однако важно при этом избежать другой крайности — сформировать чрезмерно завышенную самооценку, что может привести к возникновению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства, и других нежелательных качеств.

Автономность — это результат отстаивания ребенком своей независимости. Она формируется с того момента, как ребенок начинает ходить, овладевает новыми двигательными возможностями, утверждая тем самым свое автономное Я.

В поведении автономность проявляется как независимость, самостоятельность и ответственность. К семи годам ранее беспомощный малыш становится вполне самостоятельной и независимой личностью, способной к саморегуляции и осознанному поведению. Самостоятельность позволяет ребенку без посторонней помощи ставить личную задачу и достигать ее.