«

»

Задержка психического развития — не приговор!

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п.

Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ребенка (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

1.Физические и моторные особенности.

Часто невысокого роста и небольшого веса, но не всегда.  По своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста, позже начинают ходить. Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности.

2.  Психические и личностные особенности.

Эмоциональная незрелость, расторможенность поведения, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию, низкий уровень самоконт­роля, неумение планировать свою деятельность, часто неумение устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками. Из-за частых насмешек ровесников могут иметь заниженную самооценку или, наоботот, агрессивные черты характера.

У некоторых детей с ЗПР в основе их дефекта лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), следствием которой является гиперподвижность ребенка. Прежде всего, гипердинамический синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию, и у недоношенных детей. Основные признаки наиболее ярко проявляются в начальной школе и сглаживаются к подростковому возрасту. Характерна повышенная двигательная активность, невозможность на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, легкая отвлекаем ость, быстрая смена настроений.

Часто встречаются речевые нарушения, неразвитость мелкой моторики (трудности в самообслуживании, в овладении письмом), неловкость. Дети повышенно возбудимы, двигательно беспокойны, часто драчливы, агрессивны, импульсивны, сон поверхностный. Гипердинамичные дети крайне неусидчивы, находятся в постоянном движе­нии. При этом их деятельность нецеленаправленна, ни одно дело не доводится до конца.

Довольно часто ЗПР является сопутствующим диагнозом  речевых расстройств разного характера. Всякое речевое расстройство в той или иной степени отражается на деятельности, на поведении плохо говорящего. Эти нарушения могут быть первичного характера, как, например, при афазиях (поведение, как и речь, расстраивается из-за поражения их мозга), и вторичного, например, при механических дислалиях, когда ребёнок из-за плохой речи становится малообщительным и т. п. Особенно вредно в этом отношении плохое понимание речи. Такие же недочёты речи, как заикание, косноязычие и т. п., на развитии интеллекта, как правило, существенно не сказываются.

В результате крупных недостатков речи, затрудняющих нормальное общение с окружающими, у плохо говорящих детей нередко развиваются застенчивость, молчаливость, нерешительность, мнительность, отчуждённость, замкнутость, негативизм, раздражительность, чувство приниженности и неполноценности.

3. Особенности познавательных процессов.

Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема переработки информации.

Восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, с трудом выделяют объект из фона.

Память ограничена в объеме и непрочна. Запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При воспроизведении информации  дети с ЗПР быстро забывают то, что не так давно ими было выучено. Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор).

Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Поэтому дети быстро утомляются на уроке. Мышление и речь особенно отстают в развитии. К моменту поступления в школу не сформированы элементарные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с ЗПР с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных связей между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, дети смешивают понятия «время года» и «месяц», не могут рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера. Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении элементарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом «комната».

4. Особенности обучения в школе. Дети стойко не успевают в массовой школе: не усваивают знаний, предусмотренных программой, т. к. не достигли того уровня развития, на который она рассчитана. Не фор­мируется учебная мотивация — дети не хотят учиться. Наблюдается преобладание игровых мотивов и несформированность произвольного поведения. Ведущий вид деятельности — игра. Самоконтроль низкий, дети не умеют планировать деятельность, ориентироваться в задаче, не воспринимают и не выполняют школьных заданий.

Уже в 1-м классе начинают осознавать свое отставание от других детей, сравнивая себя с ними. У них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что еще больше усугубляет отставание. Формируется чувство неполноценности, т. к. их преследует постоянный неуспех, несмотря на старание.

Дети, которым ставят диагноз ЗПР (задержка психического развития) рождаются, как правило, у здоровых родителей, а задержка развития – следствие биологических или социальных причин, имевших место до рождения ребенка или в процессе его взросления, а именно:

Причины возникновения ЗПР

К биологическим причинам возникнования ЗПР относят:

  • патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • асфиксия и травмы при родах;
  • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
  • генетическая обусловленность.

К социальным причинам возникновения ЗПР относят:

  • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
  • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

 

Услышав диагноз ЗПР, родителям не нужно впадать в панику и рассматривать этот диагноз, как приговор, главное, вовремя начать коррекционные мероприятия.