«

Дети с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД)

         Картинки по запросу ребенок думает фотоКартинки по запросу ребенок думает фотоКартинки по запросу ребенок думает фото

Дети с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД)

   Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное наруше­ние созревания мозга приводит к осложнениям в психическом разви­тии.

   Дети, начиная с внутриутробного существования и в первые го­ды жизни получают максимум травм, нарушающих их развитие. Ме­дики научились выправлять большинство из возникающих нарушений, но ничто не проходит бесследно. И если физическое развитие и общая жизнедеятельность ребенка достаточно быстро нормализуются, то на­рушения и отклонения в работе мозга остаются ещё надолго. Эти на­рушения менее очевидны, некоторые вообще с трудом диагностиру­ются, почти не осложняют жизнь ребенка, имеют обратимый характер и поэтому относятся к разряду легких. Сегодня именно эти легкие на­рушения становятся массовыми.

   Легкие нарушения в созревании и функционировании мозга мо­гут вызываться очень широким кругом причин. К ним относятся: тя­желое течение беременности, особенно первой половины, токсикозы, угроза выкидыша; вредное воздействие на организм беременной жен­щины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных бо­лезней, некоторых микробов и вирусов; преждевременные и перено­шенные роды, слабость родовой деятельности и её длительное тече­ние, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины. После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания и инфекции, глистные инва­зии, ушибы мозга, отравления, экологическая обстановка в регионе.

  Наиболее легкие формы церебральной патологии называются минимальными мозговыми дисфункциями (ММД).

   ММД — это не диагноз, а только констатация факта наличия лег­ких нарушений в работе мозга. Причину   ММД необходимо выявить и начать лечение (это прерогатива медиков — невропатолога и психиат­ра). Для психолога неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он сделать ничего не может и не должен. Но спе­циалисту суть этого дефекта необходимо понять, чтобы иметь воз­можность проследить его ближайшее отрицательное влияние на разви­тие психических процессов и поведение ребенка в целом для их пре­дупреждения и минимизации.

   Если ММД выявлено на ранних этапах развития ребенка, то оно не является препятствием к обучению не только в общеобразователь­ной школе, но и в гимназии, и далее в вузе. Для обучения таких детей бывает достаточно только консультативного сопровождения. Часто, если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, расту­щий мозг сам в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. У большинства детей с ММД при соответствую­щем режиме обучения, к 5-7 классу работа мозга полностью нормали­зуется. Однако при резком возрастании учебных нагрузок или после тяжелых заболеваний, отдельные симптомы ММД могут вновь про­явиться.

При ММД проявляются следующие нарушения:

  • общее замедление темпов роста мозга;
  • дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга:
  • сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения;
  • общая низкая работоспособность мозга.

При ММД отмечаются следующие отклонения по сравнению с возрастной нормой:

  • быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспо­собность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутсвовать);
  • резко сниженные возможности самоуправления и произволь­ности в любых видах деятельности;
  •  выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе и умственной) при эмоциональной активации;
  •  значительные сложности в формировании   произвольного   внимания:   неустойчиость,   отвлекае мость, трудности концентрации;
  • снижение объема оперативных памяти и внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации);
  • трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).

   В дошкольном возрасте очень сложно выявить ММД, так как развитие может протекать вполне благополучно, родители и окру­жающие даже не подозревают о физиологическом дефекте ребенка. Если и замечают некоторые отклонения в поведении, то относят к недостаткам воспитания (неорганизованный, отвлекаемый, капризный, повышенно подвижный). Ситуация резко меняется с момента поступ­ления ребенка в школу, поскольку обучение предъявляет требования к тем свойствам психики, которые у детей с ММД нарушены.

   У детей с ММД сразу проявляются недостатки внимания, памяти, повышенная отвлекаемость, умственная утомляемость, слабость самоуправления. О таких детях говорят, что у них не сформированы волевые качества, не умеют управлять своими эмоциями, не хотят слушать, специально вертятся.

   Главная особенность детей с ММД — цикличность интеллекту­альной деятельности. Время произвольной продуктивной работы не превышает 5-15 минут. После этого ребенок теряет контроль над умст­венной активностью, как бы «отключается». Для отдыха мозга ребенку с ММД требуется 3-7 минут. За это время накапливается энергия, за­тем ребенок работоспоспособен 5-15 минут, после этого снова отклю­чается. В момент отключения мозга ребенок перестает понимать, ос­мысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Поступающая в этот момент информация ребенком нигде не фиксиру­ется, не задерживается в памяти, ребенок просто не помнит, что он делал это время (3-7м.).

   В течение урока ребенок с ММД отключается несколько раз, в итоге он либо перестает понимать, о чем идет речь, либо отрывочные сведения случайно комбинируются и таким обра­зом запечатлеваются в его памяти. Опасность в этом случае в том, что, ребенок, усваивая искаженные алгоритмы действий, использует их постоянно, это становится препятствием для последующего обучения.

   Современная катастрофическая ситуация в начальной школе связана с резко возросшим числом именно таких детей. Система школьного обучения остается неизменной, а у 40 — 60% детей психо­физиологические особенности значительно изменились. В дефектологической и психологической литературе наиболее часто описывают три типа ММД: астеничный, гиперактивный, ригид­ный, активный, субнормальный.

     

     Существует несколько типов ММД, но определить и охарактеризовать их, а так же дать рекомендации по организации обучения ребёнка в соответствии с выявленным типом,  помогут психологи нашего центра.